среда16 октября 2024
lifeukr.net

Санкции не способны разрушить российскую экономику, но преследуют иные цели, считает Игорь Эйдман.

Известный российский социолог-оппозиционер делится мнением о реальной эффективности санкций против России.
Санкции не способны разрушить российскую экономику, но преследуют иные цели, считает Игорь Эйдман.

Известные российские экономисты-эмигранты критикуют западные санкции, утверждая, что они неэффективны и зачастую наносят вред (например, мешают выводу капитала из России), а главное — не способны в корне изменить российскую экономику. На основании этого делается вывод, что, поскольку санкции не работают, большинство из них следует просто отменить.

Экономисты ошибаются. Да, санкции не могут уничтожить российскую экономику (это в принципе невозможно в текущих условиях). Тем не менее, они работают довольно эффективно. Просто их цель — не утопическая, а более реальная. И она заключается не в экономической, а в социально-психологической сфере.

Позвольте объяснить на примере из легендарных девяностых, когда мне довелось близко наблюдать острые коммерческие конфликты. Главная цель в таких ситуациях — создать проблемы сопернику, заставить его испытывать стресс, постоянно отвлекать его от основной линии противостояния. Как только противник решает проблемы с налоговой, ему тут же создают сложности с пожарной инспекцией; он не успевает откупиться от нее, как у него вдруг арестовывают ценного сотрудника, и банк отказывает в обещанном кредите, и так далее. Каждая из этих проблем по отдельности не критична, но в совокупности они отвлекают внимание и ресурсы, погружая соперника в состояние постоянного стресса. В какой-то момент его нервы не выдерживают, и он идет на уступки.

Задача западных санкций заключается именно в этом. Они должны создавать напряжение и стресс для российского правящего класса и кремлевской элиты. Таким образом, им дают понять, что, пока продолжается агрессивная война, нормализации не произойдет — их будут продолжать всячески давить.

Образ жизни большинства представителей российской элиты был таков: зарабатываем (воруем) в России, тратим и инвестируем на Западе. Санкции изменили эту модель. Олигархи и чиновники не стали зарабатывать меньше, но тратить деньги по всему миру стало значительно сложнее: за пределами Дубая нос не высунешь. Более того, вводятся новые санкции, заставляющие россиян каждый раз находить новые способы их обхода.

С начала войны российская элита живет в стрессе. Конечно, они мечтают вернуться к прежней комфортной и спокойной жизни представителей маленького интернационального мира сверхбогачей, не знающих границ и ограничений. Санкции подталкивают их идти на риск и пытаться устранить Путина, чтобы вернуть себе "утерянный рай". Трудно предсказать, когда это произойдет, но шансы со временем возрастают.

Как только Путин, со своими имперскими тараканами в голове, параноидальным бредом величия и манией преследования, будет свергнут, убит, умрет или потеряет дееспособность, российская элита сделает все возможное, чтобы вернуться в довоенную зону комфорта. Для этого России придется прекратить войну и, поджав хвост, уйти из Украины. На эту цель и направлены санкции.

Апдейт. Если бы Запад, как предлагают российские оппозиционные экономисты, отменил даже самые экономически нецелесообразные санкции, российская элита восприняла бы это как признак слабости, сигнал о том, что менять путинскую политику не обязательно.