Первый вопрос, который возникает после просмотра выступления Владимира Зеленского в Верховной Раде: почему так долго ждали, чтобы представить план победы украинскому народу? Я считаю, что они заслужили увидеть его гораздо раньше.
В этом плане, с одной стороны, наблюдается достаточно системный подход, а с другой – это в значительной мере перекладывание ответственности на наших партнеров. Я полагаю, что это не совсем справедливо, поскольку Украина начала свой путь евроатлантической интеграции еще в 1997 году, подписав Хартии об особом партнерстве с НАТО.
Извините, но никто не может винить украинский истеблишмент в том, что он не действовал до осени 2022 года, когда Россия провела незаконный референдум о присоединении оккупированных территорий, а Украина ответила подачей заявки на вступление в НАТО.
На сегодняшний день получить приглашение, подчеркиваю, только приглашение, для вступления в НАТО довольно сложно, поскольку это решение должно приниматься консенсусом. У нас, как минимум, есть две страны – Венгрия и Словакия, и, думаю, их станет больше, которые относятся к этому вопросу скептически. Поэтому представить себе, что Джозеф Байден в текущей ситуации будет оказывать политическое давление на своих партнеров, довольно трудно.
Меня также несколько смущает идея о намерении разместить комплексный пакет неядерного сдерживания на территории Украины. Насколько мне известно, это ракеты малой и средней дальности. Если это так, то это подразумевает размещение иностранных военных баз в Украине. В настоящее время это запрещено Конституцией. Изменить Конституцию в условиях военного положения невозможно. Развитие экономического потенциала и укрепление обороны – это все замечательно. Но в вопросах обмена разведывательными данными, насколько я понимаю, не все наши союзники готовы делиться этой информацией. Это их законное право.
Что касается более активного участия в разработке украинских недр и общего развития украинской промышленности, это действительно важный тезис, который необходим. Она требует, я думаю, максимального обсуждения в ходе переговоров. Поскольку это то, к чему наши западные партнеры наиболее готовы, как показал опрос политики.
Что касается возможности замены американских войск в Европе нашими после завершения российско-украинской войны, я бы сказал так: учитывая несоизмеримость военных бюджетов США и Украины, а также то, что не всем нашим соседям будет нравиться наличие у нас миллионной армии, это задача, как говорится, со звездочкой.