С конца прошлого года практически все участники Общественного антикоррупционного совета при МОУ в своих отчетах и рекомендациях неоднократно подчеркивали необходимость создания наблюдательных советов для обоих закупочных агентств Министерства обороны Украины – Государственного оператора тыла (ДОТ) и Агентства оборонных закупок (АОЗ).
Тем не менее, независимые наблюдательные советы так и не начали функционировать. В процессе их формирования, который затянулся, уже произошли кадровые потери и возникли потенциальные конфликты интересов.
Как это случилось и какие последствия это может иметь, расскажу далее.
С Глебом Каневским мы познакомились еще до его назначения в Минобороны. Он пришел в ГАР МО, когда его общественная организация получила грант, который включал меры по поддержке Совета. Мы отказались от его услуг.
Однако во время нашей первой встречи я, в качестве заместителя председателя ГАР МОУ, спросила его о его опыте работы в оборонной сфере. И, откровенно говоря, его ответы оставили больше вопросов, чем ответов, особенно касательно его профессиональной пригодности для будущей должности.
Тем не менее, через месяц Глеба Каневского назначили на должность руководителя Департамента политики закупок Министерства обороны Украины. Этот департамент должен формировать политику закупок, представлять правительству предложения по лучшим практикам закупок и улучшению их прозрачности.
С тех пор прошел почти год, но до сих пор производители не могут участвовать в тендерах, старые поставщики продолжают процветать, а вместе с ними и старые проблемы.
Весной 2024 года, наконец, был активизирован процесс избрания наблюдательных советов для обоих закупочных агентств МО. Объявили и провели тендеры, выбрали компании, которые подбирали независимых членов и составили короткий список кандидатов. Минобороны, в свою очередь, должно было сформировать комиссию для отбора кандидатов из этого короткого списка до представления на рассмотрение и утверждение Кабмина. За процесс формирования наблюдательных советов был назначен Глеб Каневский.
Насколько мне известно, короткий список с кандидатами Минобороны получил 4 месяца назад. За это время министерство должно было выбрать трех независимых членов и предложить двух представителей от государства. Однако окончательный список кандидатов в наблюдательные советы ключевых закупочных предприятий Минобороны до недавнего времени так и не был сформирован. Только на прошлой неделе министр обороны на встрече с представителями ГАР МОУ пообещал представить список в Кабмин.
На днях в компанию, формировавшую короткий список, обратился с ультиматумом Виталий Шабунин, требуя предоставить все документы по кандидатам. Департамент политики закупок наконец-то проснулся от летаргического сна и начал срочно запрашивать документы у иностранных кандидатов, которые, казалось, были забыты.
Самое печальное, что за это время один из выбранных кандидатов получил другое предложение и отказался от участия в наблюдательном совете. Хочу отметить, что это топ-специалист с опытом работы в промышленности и в Минобороны Великобритании.
Вчера мы наконец смогли ознакомиться со списком. И, о чудо, одним из кандидатов в наблюдательный совет Агентства оборонных закупок от государства стал…. Глеб Каневский.
Напоминаю, что именно он от МО отвечал за процесс формирования наблюдательных советов, который по непонятным причинам сильно затягивался. Он также был членом комиссии Минобороны по формированию окончательного списка кандидатов. А теперь он сам стал кандидатом.
В результате в независимый (!) наблюдательный совет Агентства оборонных закупок может войти человек, который, будучи действующим руководителем департамента МО, должен формировать политику, включая оборонные закупки, и в сферу контроля которого сейчас входит АОЗ. Человек, который будет назначать руководителя АОЗ и согласовывать контракты на поставку вооружения, окажется в наблюдательном совете этого же агентства.
Конфликт интересов? Нет, не слышали.
В общем, я понимаю, почему бывший топ-чиновник из Минобороны Британии через четыре месяца волокиты отказался от предложения. Похоже, что наше Министерство обороны не собирается побеждать.